Новый Государственный Центр Современного Искусства




Вытянутый, узкий, имеющий одну сторону для восприятия и необходимость закрыть вид на задний фасад торгового центра, участок для размещения здания ГЦСИ предполагает здание-фасад. Этот фасад является пространственным «фокусом» обширной свободной территории Ходынского поля, находящегося перед ним. Возможность, хотя и ограниченная, развития в глубину участка позволяет фасадной поверхности приобрести визуальную активность и обозначить свое присутствие в окружающем ландшафте.
Концепция здания построена на идее пикселя, как базовой частицы-носителя визуальной информации. Восприятие информации через комбинации пикселей перекликается с функцией пространств центра современного искусства. Пикселизированная поверхность фасада составляется из выдвинутых из плоскости фасада на разные расстояния кубических объемов. Будучи разных размеров, глухими или прозрачными, эти ячейки создают игру света и тени, прозрачности и непрозрачности, тяжести и легкости, и обеспечивают визуальное взаимодействие с городским пространством, соответствующее зданию культурного центра.
От лица к затылку здание имеет слоистую структуру: внешний слой ячеек сменяется слоем открытого внутреннего атриума на всю высоту здания, в котором сосредоточены вертикальные коммуникации. Следующий слой – изолированные от внешнего мира пространства между атриумом и задней стеной.
Общественные и выставочные пространства размещены в ячейках основного фасада. Вокруг вытянутого атриума, являющегося центральным хребтом здания, размещены средства передвижения по вертикали: пандусы, эскалаторы, лифты и лестницы. Структура главного фасада воспринимается посетителями здания, находящимися в пространстве атриума, и во время подъемов и спусков.
Открытое городское пространство перед фасадом оставлено свободным от автомобильного движения. Автомобильная дорога проходит под площадью перед зданием центра. Таким образом, парк на Ходынском поле, объединяясь с открытым общественным пространством и входными группами центра, составляет единую пешеходную зону. Доступ легковых автомобилей в подземную стоянку осуществляется с нижнего уровня улицы.
Проектная организация: ЭПИ Моспроект-5
Архитекторы: Владимир Бельский, Кирилл Колотилин
Место: Москва, Ходынка
Проект: 2013